Устанавливаем датчик и эхолот Пиранья 170 на надувной лодке Нырок

Приобрел я эхолот Humminbird для рыбалки Пиранья-170 и аккумулятор к нему, после чего возникла необходимость решения двух задач: крепления датчика эхолота и размещение самого эхолота Пиранья-170 в моей недавно купленной простенькой надувной лодке Нырок.

За последние годы довелось познакомиться с монтажами эхолотов на множестве бестранцевых плавсредств, но там датчики эхолотов размещались на съемных транцах с помощью стоек, винтов, гаек-барашков. Выступающие элементы над поверхностью баллонов для большинства моих собратьев по увлечению были не критичны, т.к. ловлю они ведут, в основном, стоя, а вот при моем сидячем «образе жизни» в надувной лодке Нырок такая схема категорически неприемлема — при твичинге вероятность деформировать спиннинг почти гарантирована. 

Даже конструкция крепления весел на новых моделях «Нырков» мне не очень-то подходит, то ли дело предыдущие — вынул весла из резиновых уключин, убрал внутрь лодки и лови, не хочу! Но теперь таких не делают, потому пришлось смириться. Ну и не первый десяток лет общения с эхолотами убедил меня в необходимости обеспечения возможности быстрого извлечения датчика зхолота из воды: мели, трава, процесс отбытия-прибытия — все это требовало особого внимания.

На фото 1 показаны все детали для монтажа датчика эхолота. В качестве крепящего элемента я использовал рым старого «Нырка», отправленного на пенсию после дюжины лет нещадной эксплуатации в различных географических и температурных условиях. Стойку длиной около 150 мм я изготовил из алюминиевого сердечника высоковольтного кабеля диаметром 8 мм, придав ему Г-образную форму и закрепив на отогнутой части посредством эпоксидки трубку, своим диаметром обеспечивающую плотную посадку в отверстии рыма. Это важно, поскольку при описанных выше условиях стойка датчика эхолота должна удерживать его как в нижнем рабочем положении, так и в верхнем. Найти трубку подходящего диаметра, думаю, не составит особого труда.

Устанавливаем датчик,эхолот Пиранья 170 на надувной лодке Нырок

Я, например, использовал украшение от старой люстры, которую выбрасывали после ремонта квартиры. «Вилку» для соединения стойки с датчиком изготовил из медной трубки от старой бамбуковой удочки, были раньше и такие, молодое поколение, пожалуй, и не захватили тех раритетов. В трубке с торца производится два параллельных надреза, затем средняя часть удаляется, а оставшимся крайним придается плоская форма с последующим формированием U-образной конфигурации, после чего деталь тщательно обрабатывается наждачной бумагой с целью устранения всех острых и режущих кромок во избежание повреждения провода датчика. Далее — совместная сверловка под заклепку для жесткой фиксации на стойке и ее установка с помощью эпоксидки, при этом кронштейн должен обеспечивать необходимое положение датчика эхолота вдоль лодки, а в отогнутых щеках — отверстия для болта.

Разумеется, датчик эхолота будет работать и при «косом» размещении, так что это скорее вопрос эстетики. На кромках отогнутых щек вилки необходимо накернить зубчики для более четкой фиксации датчика в ней, а между их сопрягающимися поверхностями установить резиновые шайбы — например, из старой велосипедной камеры. Провод от эхолота следует прикрепить к стойке либо изолентой, либо отрезком резиновой трубки подходящего диаметра, предварительно насаженной на провод датчика с последующим нанизыванием на стойку. Зубчики обеспечивают требуемое положение датчика относительно горизонтали, размещаясь в пазах корпуса датчика и предотвращая возможность вращения вокруг болта, что в итоге отражается на достоверности и корректности информации, отображаемой на мониторе эхолота.

 

 

Место для крепления рыма я выбирал с учетом обеспечения необходимого погружения датчика в воду и достаточного его удаления от поверхности воды в нерабочем верхнем положении.

Конкретно для надувной лодки «Нырок» это как раз под технологическим стыком баллонов (фото 2).

Поверхность рыма, контактирующего с лодкой, зачистил на наждаке, удалив старый слой клея, а после приклеивания дополнительно наложил сверху резиновый пластырь, приклеив и закрыв кромки рыма, что, безусловно, повысило прочность его крепления.

Первые же испытания на воде не выявили каких-либо функциональных отклонений — как в самой конструкции, так и в корректности работы эхолота Пиранья-170. Стойка эхолота прочно удерживалась в любом положении, хотя были сомнения именно в этом узле, учитывая наличие «смазки» — воды.

Следующим этапом было размещение самого эхолота Пиранья-170 в самой лодки, что не так-то просто, как я уже говорил, учитывая внутренние габариты лодки Нырок и наличие кресла-сиденья из кислородной подушки с приклеенной к ней спинкой — штатного сиденья, которым комплектуется лодка Нырок. Да плюс аккумулятор, рюкзак со снастями, сумка с завтраком и термосом, якорь с мотовилом, подсак, тубус с запасным спиннингом (фото 3).

Устанавливаем датчик,эхолот Пиранья 170 на надувной лодке Нырок

Что в итоге? Мотовило якоря поместил за спинку сиденья, предварительно сбросив необходимую длину шнура, эхолот — с торца сидения-подушки между коленями, подсак — сбоку и сзади, привязав его ручку к лееру, сумку и рюкзак — в заднем торце лодки. Да, подсак уже лет двадцать пять привязываю обязательно, утопил до того пару штук, длина шнура — метра полтора, что обеспечивает манипуляции им без каких-либо ограничений.

Теперь приступил к самому эхолоту Пиранья-170, точнее — к его расположению и размещению аксессуаров, ему сопутствующих. Ранее, с ужасом посмотрев на ценник футляра для этих целей в магазине (фото 4), понял, что это «гранаты не той системы» и следует рассчитывать только на внутренние резервы. И вправду — стоит почти столько, как сам эхолот Пиранья-170.

Пару лет назад за 500 рублей я купил себе небольшой контейнер для приманок, предполагая его использовать в дальних и долгих поездках. Но попробовав один раз — разочаровался, не буду в деталях описывать почему, но так или иначе, а он пылился в кладовке, забитый всякими рыбацкими припасами. Скользнув взглядом по нему при очередном посещении кладовки, понял, что его габариты вполне подойдут для эхолотного контейнера. Что дальше? Во-первых, вынул двухэтажную «этажерку», во-вторых, вырезал из пенопласта трапециевидную призму-клин, стопорящий аккумулятор внутри корпуса между стенкой и имеющимся технологическим ребром. Затем в верхней кромке задней стенки корпуса в углу аккуратно вырезал углубление для размещения в нем провода датчика эхолота, а провод самого эхолота свернул в бухту и закрепил на нижней поверхности монитора изолентой, аналогично закрепил излишки провода аккумулятора на его поверхности сбоку (фото 5 и 6).

Устанавливаем датчик,эхолот Пиранья 170 на надувной лодке Нырок

Аккумулятор зхолота заклинивается куском пенопласта, монитор со штатной подставкой и стойка с установленным датчиком аккуратно размещаются внутри обретшего вторую жизнь контейнера.

В рабочем положении монитор устанавливается поверх контейнера (фото 7 и 8), цепляясь основанием за его откинутую ручку изнутри. И в силу смещенного центра тяжести вполне надежно там фиксируется. Хотя не исключаю дополнительного элемента крепления, но меня пока устраивает и такой способ размещения.

Устанавливаем датчик,эхолот Пиранья 170 на надувной лодке Нырок

После спуска на воду лодки Нырок стоика вставляется в рым, во избежание деформации датчика эхолота вращением выводится в верхнее положение, далее «согласно купленным билетам» укладываются все рыбацкие снасти, затем сам рыболов, швартовы, дрейф, стойка — вниз, эхолот — запуск! А дальше — удовольствие! Стойку с датчиком можно, конечно, и на воде установить, но это менее удобно, потому я предпочитаю делать это на берегу.

В. Павленко

Поделитесь с другими, если Вам понравилось