Ловля спиннингом хищника на микроджиг | Снасти, приманки, проводка

В этой статье хочу поделиться некоторыми наработками, высказать свое мнение и сделать выводы относительно ловли на микроджиг в водоемах без течения (водохранилищах, озерах, прудах и т.д.).

Первое знакомство с микроджигом

На дворе конец июля, температура воздуха +30°С, воды + 23,5°С (уже на тот момент я вел дневник по своим выездам на рыбалку около 12 лет, а всего мой рыболовный стаж составлял более 20 лет). Рыбачил на большом глубоководном карьере с очень прозрачной водой. До этого мои успехи в ловле спиннингом сводились лишь к ловле щуки на вертушки и колебалки. Все попытки поймать хищника на силиконовые приманки оканчивались неудачей. К слову сказать, в богатом на тот момент моем ассортименте блесен имелась лишь пара-тройка джиг-головок весом 3–5 гр и несколько 2-и 3-дюймовых твистеров.

Спиннинг я использовал среднебыстрого строя, тестом 5–20 гр, длиной 2,1 м. В качестве лески применял монофил диаметром 0,24 мм. После нескольких безрезультатных часов ловли на вертушки в очередной раз без всякой надежды нацепил джиг-головку весом 4 гр + 2?дюймовый твистер Relax коричневого цвета. Буквально на первой проводке при выходе твистера на бровку произошел мощный толчок, и на крючке оказался 250?граммовый окунь. Радости не было предела — первая рыба на силконовую приманку! В результате в тот день было поймано 25–30 окуней размером от 100 до 250 гр…

В дальнейшем все мои старания и усилия были направлены на поимку именно окуня. В ловле окуня меня привлекает его массовость и почти повсеместное обитание. Наиболее часто применяемой проводкой при ловле окуня до поры до времени являлось волочение по дну со всевозможными вариантами. Если возрастает вероятность зацепов, то я использую твистер на небольшом офсетнике, соединенным через маленькое заводное кольцо, либо через микрозастежку с грузом-чебурашкой. Этот тип проводки я использую весной, летом и ранней осенью. Хотя в моей практике есть приятные и неожиданные исключения.

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманкиПриведу небольшой пример. Ловля в конце ноября, температура воздуха +5°С, воды + 5,5°С, пасмурно, штиль, крупное водохранилище. Выплыли с напарником с опозданием, более 20 лодок на акватории ждали вероятного появления окуня и судака. Глубина ловли 4,5–5 м, дно каменистое с обилием ракушечника. Никогда не люблю ловить в толпе, поэтому встали на небольшом удалении от основной массы рыболовов.

Снасть прежняя, только монофильная леска диаметром 0,14 мм, джиг-головка 5 гр, 2?дюймовый твистер Relax (прозрачный с разноцветными блестками). У напарника спиннинг такой же, только вместо моно плетенка 0,08 мм, джиг-головка 5 гр, дюймовый твистер «машинное масло». Пока мы проплывали мимо основной массы рыболовов, нас провожали удивленными взглядами. Как потом признался уже на берегу после рыбалки один из рыболовов, всех смущали наши миниатюрные снасти. Почти все ловили классической ступенькой на более мощные снасти с джигами 6–10 гр и виброхвостами 2–3 дюйма. После часа ловли у нас в активе были всего лишь пара средних окуней и несколько невнятных поклевок.

Поменяв джиг на более легкий 4 гр, уменьшив твистер до 1 дюйма и снизив скорость проводки до предельно медленной, я наконец-то ощутил поклевку в виде легкого зацепа. Каково же было мое удивление, когда после нескольких минут борьбы на поверхность вышел огромный окунь (как потом оказалось, 680 гр). При извлечении твистера я заметил, что рот окуня набит мальком длиной 2–4 см. В течение 1,5 часа мною было поймано еще 6 окуней весом от 450 гр до 1100 гр! В это же время напарник сумел уговорить лишь одного окуня более 300 гр. Наши манипуляции не остались не замеченными, и вскоре мы оказались в центре толпы, но напоследок у всех на глазах я вытащил щуку более 2 кг…

Об оснащении микроджига

Вес джиг-головок, которые я в основном использую, это 1–6 гр, в зависимости от условий ловли: глубина, степень зарастаемости, сила ветра и т. д. Размер используемых приманок: твистеры длиной 1–2 дюйма. Почему именно твистеры? Потому что мне нравится их активная игра. Несколько слов о цвете. Из печатных изданий я уже слышал о привыкаемости хищника к наиболее часто используемым цветам приманок в конкретном водоеме и, соответственно, их игнорировании. Так как я рыбачу в основном на 6–8 сильно запрессингованных водоемах, недалеко от большого города, то через некоторое время я заметил, что хищник, в основном окунь, начал игнорировать применяемые мной цвета приманок (всевозможные зеленые цвета с оттенками и блестками). Так я постепенно перешел на более темные и контрастные цвета (машинное масло, чай, кола, черный и т. д.).

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманкиВ моем арсенале так же есть отдельная коробка с очень яркими цветами, которые не раз меня выручали (желтый, белый, оранжевый, салатовый). Я уже писал выше, что ловля происходит на ракушечнике, галечнике и там, где очень часто встречается щука. В первое время у меня получался довольно большой расход приманок из-за обреза об ракушки и щучьи зубы. Поэтому начал делать выводы и искать выход из сложившейся ситуации.

Пробовал ставить микроповодки из гитарной струны, всевозможных тонких поводочных материалов, но заметил значительное снижение количества поклевок окуня, особенно ранней весной и поздней осенью. И в какое-то время открыл для себя флюорокарбон, который заметно снизил расход приманок и увеличил количество щуки, доставляемой на берег, так же добился некоторого увеличения общего числа поклевок хищника. Некоторые, возможно, спросят: почему монофил, а не плетенка, тем более в микроджиге?

Когда я начинал осваивать микроджиг, то лишь отдаленно слышал о плетенке, на тот момент это было удовольствие не из дешевых, ну а про выбор тонких качественных плетенок у нас в городе речь вообще не шла, поэтому я начинал освоение микроджига с применения монофильной лески. А главным достоинством монофила я считаю его растяжимость. Через некоторое время после начала освоения микроджига у меня появились единомышленники и друзья, увлеченные микроджигом, но использовавшие в качестве основной лески тонкую плетенку. Так что было с кем и с чем сравнивать. Не зря выше я упомянул об «успехах» напарника на той памятной окуневой рыбалке.

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманкиВ качестве основной лески у него была плетенка. Количество поклевок у нас было примерно одинаково, но при малейшем касании окунем твистера он мгновенно делал подсечку, которая заканчивалась сходом либо оторванным хвостом у твистера. Я же из-за растяжимости лески и, соответственно, ее «заторможенности» зевал первую фазу поклевки, когда окунь лишь слегка касается приманки, и дальше он заглатывал твистер, ничего не подозревая, и лишь тогда я делал подсечку. Клев окуня в тот день был очень капризный. Еще более показательна одна августовская рыбалка так же на большом водохранилище. Глубина ловли 3,5–4 м, местами ракушечник, дно очень твердое. Большая волна. Снасть у меня прежняя, у напарника плетенка 0,09 мм в качестве основной лески, спиннинг G. Loomis 842GLX. Цель рыбалки — окунь 100–150 гр, водившийся в том районе массово.

Из-за большой волны проводку было выполнить крайне сложно, каждая частичка тела была в максимальном напряжении (рыбачили на «Нырке-41» и «Иволге-21»). Поклевки следовали одна за другой, но все равно было очень трудно поймать момент подсечки. Снова на помощь пришла растяжимость лески. Через спиннинг я чувствовал касание окунем приманки, делал паузу 1–2 секунды и подсекал — весь окунь засекался за краешек верхний губы. Результат — около 60 окуней, несколько сходов и один откушенный хвост у твистера. Напарник как ни упирался, как ни пытался сделать паузу, заканчивалось все одинаково — либо оторванным хвостом у приманки либо сходом окуня. Результат — 2 окуня, десятки нереализованных поклевок и более 30 откушенных хвостов у приманок! Именно для этого типа проводки вижу еще одно некоторое преимущество монофильной лески перед плетенкой — возможность использовать чуть более легкие веса джиг-головок на леске из-за ее меньшей парусности.

Хочу сказать несколько слов о вываживании. Довольно часто приходилось вываживать хороших окуней (личный рекорд 1280 гр) с глубин 3–6 м, и практически ни разу не было схода в промежутке времени 10–20 секунд после подсечки и до поднятия на поверхность, принятия в лодку или на берег. Я рыбачу с затянутым фрикционом и стараюсь его не трогать в процессе вываживания окуня, исключение составляют единичные случаи (щука и судак, но об этом будет сказано ниже). Леске с ее растяжимостью вкупе с хорошим спиннингом многое прощают и позволяют доставить окуня на берег или в лодку даже при чрезмерно жестком вываживании.

Ловля щуки на микроджиг

Вторым по значимости для меня хищником является щука. Недалеко от города, где я проживаю, есть красивейший водоем, весь изрезанный подводными косами, со сложнейшим донным рельефом. Максимальные глубины (8–10 м) в некоторых местах подходят к берегу, или граничат с протяженными отмелями. Для меня этот водоем является своего рода полигоном, где я совершенствуюсь в ловле, прежде всего, щуки. На нем подобрал практически универсальную проводку для щуки (с которой начинаю ловлю на любом водоеме) — это то же волочение по дну с периодическим резким и коротким отрывом приманки от дна. Ранней весной и поздней осенью, бывает, срабатывает проводка с небольшими паузами, когда приманка остается на дне 2–4 секунды. Снасть та же, что и при ловле окуня, но есть некоторые поправки.

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманкиВ качестве основной лески использую монофил диаметром 0,16 мм, поводки из флюорокарбона диаметром 0,34–0,38 мм и длиной до 30 см. Джиг-головки применяю от 1 до 6 гр. Твистеры 2–2,5 дюйма. Что касается цвета, то палитра аналогичная, что и для окуня. При ловле щуки и судака пристальное внимание обращаю настройке фрикциона катушки и правильной работе с ним, так как экземпляры, порой попадающиеся на микроджиг, просто поражают. Начало мая, мой любимый полигон. Погода — легкая облачность, температура воздуха +17°С, воды +11,5°С, небольшой ветер. Ловля ведется с берега. На водоем приехали засветло, компанией из 4 человек, разошлись, и на некотором удалении друг от друга начали двигаться по изрезанному берегу. Если едем компанией на рыбалку, то всегда ловим на разные приманки. У меня джиг-головка 3,5 гр + твистер 2 дюйма (машинное масло с блестками).

Часа через два у меня в активе было 5 зачетных щук (более 35 см), одна свыше 1,5 кг. И несколько окуней от 150 до 300 гр. Друзья уже прошли на вид очень перспективное место — подводная коса, с одной стороны резкий свал до 5 м, с другой — каменистая отмель. Я же решил задержаться на ней и тщательно ее обловить. Поклевка произошла в 8–10 м от берега, на глубине около 3 м и выглядела сначала как увязание твистера в траве, а затем последовал резкий рывок (очень часто именно так происходит поклевка неплохой щуки).

Сделал мгновенную подсечку — последовал плавный мощный рывок, сразу же отпустил фрикцион и не убирал до конца вываживания с него руку, успешно манипулируя им. Первый рывок щуки стравил 60–80 м лески (на катушке у меня всегда не менее 150 м). Не буду утомлять вас подробностями вываживания, которое длилось более 1 часа 40 минут. Лишь с 12?го раза я вывел ее на отмель, где она как субмарина села на мель. Силы покинули ее и меня тоже. В ней оказалось 8,65 кг и длиной 107 см.

Ступенчатая проводка в микроджиге

Какое же освоение микроджига без классической ступеньки. Некоторое время назад мне довелось познакомиться с опытным рыболовом, который ловит исключительно ступенькой, и результаты очень впечатляют. И вот, наслушавшись про возможности этой проводки, решил ее попробовать. Те два года, в течение которых я осваивал ступеньку, оказались очень интересными и результативными. Делать выводы после такого короткого периода времени освоения нового для меня способа ловли, наверное, дело неблагодарное, но я высказываю лишь свое мнение и привожу примеры исключительно из своей практики, основываясь только на личном опыте.

Погода — легкая облачность, температура воздуха +17°С, воды+11,5°С, небольшой ветер. Ловля ведется с берега. На водоем приехали засветло, компанией из 4 человек, разошлись, и на некотором удалении друг от друга начали двис ней можно добиться идеального контакта с приманкой на легкой джиг-головке и почувствовать поклевку, порой очень осторожную. Джиг-головки использую 3–6 гр, твистеры длиной 2–2,5 дюйма (изредка применяю 3?дюймовые приманки, конкретно при ловле щуки).

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманкиПоводки из флюорокарбона диаметром 0,34–0,38 мм длиной до 50 см с застежками размера 00. Длинные поводки применяю при ловле на небольших глубинах для увеличения фазы планирования приманки. Но в этом году с приятелем освоили еще более увлекательный и результативный способ ловли щуки и окуня на мелководье весной. Всем рыболовам известно, что щука весной выходит на мелководье, на нем и нужно искать щуку, с которой в это время часто попадается и крупный окунь. Это ловля при помощи так называемого «парашюта». Его я изготавливаю из пластиковой бутылки, размер овала 2–4 см на 1,5–2,5 см в зависимости от глубины ловли и веса применяемой джиг-головки с приманкой. Это приспособление существенно увеличивает фазу планирования приманки над дном, даже в самых мелких местах увеличивая планирование приманки по времени в 2–3 раза, которая остается тем самым больше времени в поле зрения хищника.

Монтаж выглядит следующим образом — в пластиковом овале делаю сильно нагретым острием шила 5 маленьких отверстий, 2 отверстия, находящиеся на противоположных краях овала (в длину), делаю по центральной оси овала, а 3 других отверстия располагаю между этими двумя зигзагом, стараясь сохранить одинаковое расстояние между всеми отверстиями (это делается, чтобы «парашют» свободно не ездил по плетенке). В эти отверстия протягивается плетенка зигзагом, и «парашют» монтируется на конце плетенки, перед поводком. Результаты превзошли все ожидания, порой с одного мелководья удавалось поймать до 5 щук и нескольких хороших окуней!

Просматривая свои отчеты по рыбалке поздней осенью и зимой, заметил, что наибольшее количество щуки было поймано именно в коряжнике. Поэтому, обнаружив даже небольшую коряжку на дне, стараюсь на этом месте подольше задержаться. Провожу приманку под разными углами относительно топляка, делая очень короткую ступеньку, буквально один-два оборота катушки, чтобы более тщательно и досконально его обловить, так как щука в коряжнике стоит локально и он не будет гоняться за приманкой по всем корчам.

Обловив тщательно одно место, пытаюсь найти другое, давая отдохнуть первому. Но обязательно вернусь на прежнее, ведь можно попасть на выход щуки, который может повториться не раз в течение дня. Еще одна веская причина, по которой я загорелся освоить ступеньку — желание ловить судака. На всех водоемах, где я ловлю микроджигом, он присутствует в той или иной степени.

При ловле волочением судак попадался крайне редко, ему больше нравится вертикальная составляющая проводки, присутствующая в ступеньке. За все время ловли мной было поймано не более 10 судаков, все до 1 кг. Прежде чем ловить судака на микроджиг, я перелопатил кучу статей во всевозможных рыболовных изданиях, пересмотрел множество передач и видео по его ловле, разговаривал с матерыми судачатниками. И это принесло результат уже на второй целенаправленной рыбалке по ловле судака. Приведу пример. Начало июня, температура воздуха +18°С, воды +13°С, ясно.

Приманка – джиг-головка 4,5 гр + 2?дюймовый Relax червячного цвета с блестками. Сделаю небольшое отступление относительно применяемых мной твистеров при ловле судака. В фаворитах у меня желтый Mann’s 2,5 дюйма, червячный, салатовый, машинное масло с красными блестками. Так как в моем арсенале пока нет эхолота и навигатора, пришлось искать перспективное место — твердое дно с ракушечником, наличие коряг на дне, перепады глубин, методом облова участков акватории и визуального наблюдения. Ловля велась недалеко от островов.

Поиск места занял около 5 часов, но оно все же было найдено на глубине 5,2 м. Трудно передать мое состояние, когда после нескольких проводок, я ощутил четкий, но не сильный удар в руку — автоматом сделал короткую подсечку и на другом конце плетенки ощутил приятную тяжесть. После десятиминутного вываживания в лодке оказался судак на 2 кг. При ловле хищника никогда не пользуюсь подсачеком, всю рыбу принимаю рукой. В течение 3 часов было поймано еще 10 судаков от 1 до 2,5 кг! В последующие три рыбалки, в течение недели, было еще поймано 22 судака, самый большой из которых потянул на 4 кг (и это на ультралайт!). Вот так произошло мое знакомство с судаком!

Выводы о ловли хищника на микроджиг

В заключение хочу сделать некоторые выводы относительно хищника, исходя из времени года и суточной активности. Хочу сразу оговориться, что выводы относительно весны буду делать, исходя из береговой ловли, так как у нас в республике действует запрет на ловлю с лодки в период с 1 апреля по 31 мая.

Ловля щуки

Щука - Активность начинает проявляться в середине апреля, которая возрастает к концу месяца и первой половине мая достигает своего пика. В это время наибольшее число поклевок приходится на первую половину дня, но не с самого утра, а где-то с 10–11 часов. В конце апреля — начале мая неплохие уловы приходились на вторую половину дня (особенно в пасмурную погоду). К началу лета клев постепенно стихает, хотя можно попасть на кратковременные выходы. Летом целенаправленно щуку предпочитаю не ловить, отдавая предпочтение окуню и судаку. Но уже с середины августа количество щучьих поклевок при ловле двух других хищников начинает возрастать, достигая пика к октябрю–ноябрю. Хотя несколько последних сезонов часто приходилось попадать на сумасшедший жор щуки в конце ноября — начале декабря. В декабре, пока еще не было ледостава, посчастливилось поучаствовать в так называемом «щучьем партсобрании», когда с точки было выловлено до 5–8 хвостов! Как правило, осенью работает лучше первая половина дня, но ближе к зиме поклевки могут продолжаться в течение всего светового дня и часто их больше после 14–15 часов.

Ловля окуня

Ловля спиннингом на микроджиг окуня,щуки, судака-монтаж приманки

Окунь - Активность начинает проявляться чуть позже, чем у щуки. Это, скорее всего, связано с более поздним икрометом, достигающего своего пика в мае (речь идет об окуне свыше 150–200 гр). Активность так же лучше после 11–12?часов, которая уменьшается к 17–18 часам, но бывают вечерние выходы именно крупного окуня. В июне — июле окунь так же неплохо ловится, но рыбалка очень трудовая, так как он еще ходит разрозненно. Поимки крупного окуня наиболее часто бывают к вечеру и даже в сумерках. Но бывают редкие и приятные исключения. Конец июля 2010 г., крупное водохранилище.

Сильнейшее цветение воды, температура воздуха +35°С, температура воды + 27°С. Утром выплыли половить небольшого окуня, который неплохо клевал в это время возле островов. Поймав несколько окуньков, сделали вывод, что угнетающая жара подействовала и на окуня. Но решили проверить, как обстоят дела у судачатников, несколько лодок которых стояли на точках. Результаты так же были не впечатляющими — всего несколько судачков?недомерков. Решили заякориться в нескольких десятках метров от них. Уже на первом забросе сел окунь более 300 гр! В течение 1,5 часа практически не было пустой проводки. Размер окуня просто поразил — 300–1000 гр. В качестве приманки лучше всего работал дюймовый 2?хвостый твистер Relax чайного цвета на джиг-головке 4 гр. Глубина ловли 4,5 м. Проводка — волочение.

Такой праздник продолжался 4 дня! В августе окунь начинает постепенно сбиваться в стаи, и рыбалка становится очень интересной и результативной, клев может продолжаться в течение всего дня. С приходом осени активность окуня возрастает, и достигает пика в октябре. В ноябре — декабре часто количество поклевок заметно уменьшается, зато шансы поймать настоящий трофей возрастают. Но в отличие от щуки, в этот период лучшее время ловли приходится на первую половину дня.

Ловля судака

Судак - Активность судака проявляется в конце марта (где можно достать с берега и где уже появилась открытая вода), и продолжается до середины апреля. Клев наблюдается в течение всего дня. В первой половине июня наблюдается жор. К концу июня клев ослабевает. Хочу оговориться, что по судаку веду наблюдение лишь по двум сезонам ловли.

В конце августа — начале сентября при ловле окуня уже начинают случаться поклевки судака либо ранним утром практически в темноте, либо в сумерках. Активность возрастает к октябрю — ноябрю. Чем ближе к зиме, тем поклевки могут продолжаться в течение всего дня, приобретая характер кратковременных выходов. Сейчас при ловле хищника, с лодки ли рыбачу, либо с берега, у меня всегда в арсенале с собой два спиннинга и два комплекта снастей, которые я применяю в зависимости от способов ловли или в соответствии с изменениями условий. Для меня в рыбалке, прежде всего, это единение с природой, возможность отдохнуть от городской суеты и, конечно, возможность совершенствоваться в этом прекрасном искусстве! Берегите природу! Желаю всем удачи!

Поделитесь с другими, если Вам понравилось